ISO 9001-менеджмент качества

Распознавать ожидания – управлять процессами – обеспечить успех

Более миллиона сертифицированных компаний во всём мире воспользовались преимуществом использования известного стандарта ISO 9001 в качестве инструмента управления своей компанией и улучшения своей деятельности. Стандарт содержит требования к качеству продукции, услуг и развития, которые могут применяться по всему миру.

Система менеджмента качества компании функционирует эффективно, если установлены чёткие корпоративные цели. Достижение этих целей должно отражаться в измеримых результатах, основанных на вытекающих из эффективности и прозрачности процессов поддающихся интерпретации ключевых показателях. Лучшее подтверждение возможностей компании в области качества – это стабильно улучшающиеся показатели.

Восемь принципов обеспечивают ориентацию для централизованного и систематического управления организацией, а также обеспечения постоянного улучшения. Первый из восьми принципов менеджмента качества требует последовательной ориентации на заказчика, которая является наиболее важным фактором коммерческого успеха.

Преимущества
• Завоевать доверие заказчика
• Повысить удовлетворённость заказчика
• Стимулировать мотивацию сотрудников
• Чётко распределять ответственность персонала
• Принимать решения, основываясь на фактах
• Внедрять эффективные и результативные корпоративные процессы
• Минимизировать корпоративные риски
• Инициировать постоянное улучшение
• Экономить время и сократить операционные издержки
• Предотвращать, а не исправлять ошибки
• Улучшить имидж компании
• Сократить информационные пробелы
• Заблаговременно реагировать на меняющиеся условия рынка

Стандарт ISO 9001:2015 – к чему готовиться предприятиям

Уже более двадцати пяти лет стандарты серии ISO 9000 шагают по всему миру и пользуются заслуженной популярностью во всех сферах хозяйственной деятельности и всех предприятий независимо от формы собственности. Уникальность стандарта состоит в том, что впервые объектом стандартизации стала система менеджмента, объект, который никогда раньше стандартизации не подвергался. Но прогресс не стоит на месте, поэтому и стандарты системы менеджмента необходимо поддерживать в актуальном состоянии.
С помощью требований международного стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» созданы единая платформа и язык в сфере систем управления качеством, что способствовало улучшению процессов производства, предоставлении услуг и торговли. Стандарты серии ISO 9001 признаны и высоко оценены во всем мире и во всех отраслях экономики, а также применяются в организациях как компонент инициатив в области устойчивого развития.

 

В рамках процесса постоянного и совершенствования стандартов Международная организация по стандартизации (ISO) готовит очередную редакцию стандарта ISO 9001 (последние, незначительные изменения были внесены в стандарт в 2008 году). В настоящее время рабочая группа ISO (TC176-SC2-WG24) планирует выпуск финальной редакции в последнем квартале 2015 года.

Целью пересмотра стандарта ISO 9001 является поддержание его в актуальном состоянии, с учетом быстро меняющейся внешней обстановки, с гарантией того, что он продолжает обеспечивать «уверенность в том, что организации могут системно производить продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителей и отвечающую законодательным и регулирующим нормам».

С этой целью были проанализированы результаты исследований эффективности применения стандарта ISO 9001 предприятиями и организациями в мире. По результатам исследований отмечены очевидные экономические выгоды для предприятий и организаций от внедрения и сертификации СМК на соответствие требованиям ISO 9001, слабые места при внедрении процессного подхода и разработки документации, и факты недобросовестной сертификации органами, не имеющими национальной аккредитации.

Пересмотренная редакция стандарта ISO 9001 будет содержать десять разделов:
1. Область применения.

2. Нормативные ссылки: Оба эти раздела будут касаться исключительно данного стандарта (а также ожидаемых от него результатов).
3. Термины и определения: Здесь будут даны общие термины и ключевые определения, приведенные в Приложении SL, а также те, которые относятся исключительно к системам менеджмента качества.
4. Контекст организации: Этот раздел будет включать в себя требования, касающиеся понимания организации, внедряющей стандарт, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, области применения СМК и непосредственно СМК.
5. Руководство: Лидирующая роль и обязательства высшего руководства, политика в области менеджмента качества, а также распределение ролей в организации, ответственность и полномочия.
6. Планирование: Действия для управления рисками и возможностями, цели СМК и план по достижению этих целей.
7. Поддержка: Ресурсы, необходимые для СМК, компетентность и осведомленность персонала, коммуникация и документированная информация.
8. Операции: Операционное планирование и контроль.
9. Оценка деятельности: Мониторинг, измерение, анализ и оценка, внутренний аудит и анализ со стороны руководства.
10. Улучшение: Несоответствия, корректирующие действия и постоянное улучшение.

Риск менеджмент теперь станет требованием стандарта ИСО 9001:2015. Организация обязана идентифицировать и управлять своими рисками, связанными с качеством и удовлетворенностью потребителей. Она сама определяет методику риск менеджмента. Например, организация может использовать с этой целью ранее изданный международный стандарт ИСО 31000:2009 «Риск менеджмент — Принципы и руководящие указания».

Изменения также коснулись принципов. Вместо 8 принципов мы теперь имеем 7

Убран принцип «Системный под¬ход». А принцип «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» расширен до принципа «Управле¬ния взаимоотношениями с заин-тересованными сторонами».
Новый раздел 5 посвя¬щен принципу «Лидерство». Исчезло поня¬тие «Представитель руководства по качеству», которое позволяло высшему руководству делегиро¬вать работы по качеству своему сотруднику. Теперь все высшее руководство должно быть при¬вержено системе менеджмента качества. Лидерство руководство заключается в принятие решений, основанных на фактах и показа¬телях, обеспечение внедрения и функционирования системы менеджмента качества, создании и внедрения стратегии, включая политику и цели качества, а также их доведения до персонала.

Разработчики стандарта ISO 9001:2015 говорят не о системе менеджмента качества в отдельности, а о существовании на предприятии целостной системы менеджмента.

Прогнозируемый график по подготовке и публикации стандарта ISO 9001:2015

Как видно из графика, принятие такого стандарта — дело крайне сложное и кропотливое, но, разумеется, необходимое и как никогда актуальное, ведь прошлая революция в стандарте ISO принесла процессный подход, на котором появляется слишком много «заплат». Новый стандарт позволит применившим его предприятиям упрочить конкурентные позиции на рынке и, как следствие, развиваться и расти.

Этапы перехода на версию стандарта ИСО 9001:2015

 

Для оформления запроса по ценовому предложению заполните форму